Человек в одиночной камере

Вопрос психологу (1):

Здравствуйте, меня уже которую неделю беспокоит как будет протекать поведение человека в условиях полного одиночества. А именно, если представить ситуацию, что человека, осужденного на пожизненное заключение, посадили в одиночную камеру.

Если это не затруднительно, опишите его поведение, а особенно чем это в итоге закончиться. Одиночество должно быть абсолютным, он не должен ни видеть, ни слышать людей, только периодически получать еду и все.

Или укажите литературу, где описывается поведение человека в условиях длительной изоляции.

Алексей

Ответ психолога (1):

Алексей, здравствуйте.

Признаться, меня озадачил Ваш вопрос. Вы просите описать поведение человека, попавшего в условия изоляции от людей и от социума, или порекомендовать соответствующую литературу, где это описано. На это выскажу лишь следующее мнение: поведение и переживания человека в изоляции, на мой взгляд, раскрыты больше и глубже не психологией, а искусством, кино и литературой. И как показывают эти источники, многое в этой ситуации зависит от самого человека. Кого-то изоляция может привести к безумию или даже убить, а кого-то изменит и откроет новые смыслы, чтобы продолжать жить. Человек неисчерпаемо сложен.

Меня удивил не предмет вашего интереса как таковой. Мне совершенно не ясно, что этот интерес означает лично для Вас. Вы пишете, что уже несколько недель Вас БЕСПОКОИТ этот вопрос. Что означает Ваше беспокойство, с чем оно связано? Это остается совершенно закрытым и неясным в Вашем письме. Я могу только догадываться об этом. Как автор письма и как человек, которого что-то волнует, Вы остаетесь «за кадром» своего письма, ИНКОГНИТО. Я не знаю с чем это связано, это свойственно Вам или Вы своеобразно понимаете роль психолога в консультировании, например, полагаете, что она сводится к тому, что психолог дает знания, как учитель.

И хотя Вы просите дать лишь информацию на тему изоляции, у меня остается чувство, что Вами движет отнюдь не абстрактный интерес. О том, чем является изоляция и одиночество для Вас, что питает Ваш интерес к тому, «как ведет себя человек в одиночной камере», почему это важно для Вас, я готова говорить с Вами далее. В то время как теоретизировать по заказу и давать «энциклопедические сведения» считаю совершенно бессмысленным и неуместным в своей работе.

До свидания,
Некрылова Наталья, психолог.

Вопрос психологу (2):

Здравствуйте, Наталья. В первую очередь хочу Вас поблагодарить за столь быстрый ответ и, особенно, за то, что он не является сухой отпиской загруженного работой человека.

Что касается природы моего интереса, то началось это с того, что мой друг столкнулся с ситуацией практически полной изоляции (в силу ряда причин он проводит практически целый день в квартире, где в плане связи с обществом имеется только телефон). Мне стало очень интересно с ним общаться, понимая, как резко изменилось его поведение. Он стал значительно общительнее, начал больше открывать свой внутренний мир, стали ярче, эмоциональнее его сновидения и т.п. Я стал пробовать предугадать его дальнейшее поведение и представил себя на его месте — вот тут и появилось мое беспокойство. Я просто не представляю, как я смог бы провести даже пару дней просто ничем не занимаясь (отстоять в очереди 10 минут для меня уже подвиг).

Далее я усложнил ситуация до пожизненного заключения (мне также интересно и непонятно, что заставляет жить людей, котором все равно придется остаток своей жизни прожить в заключении). Я понял, что это для меня прямо какой-то психологический тупик, выхода из которого я совершенно не вижу. Поэтому мне и интересно, как вообщем поведет себя человек в подобной ситуации.

Мнения друзей о том, что человек в среднем проживет около года и умрет, отказавшись от пищи, находясь в полной апатии, меня не удовлетворили. И в силу того, что все вопросы я пытаюсь решить, ссылаясь на науку, я решил обратиться к Вам.

Еще раз благодарю Вас за Ваше первое письмо, и надеюсь, что поняв природу моего интереса, Вы сможете дать мне ту информацию, которая мне в действительности нужна, пускай я в первый раз ее и неправильно сформулировал.

С уважением,
Алексей

Ответ психолога (2):

Здравствуйте, Алексей. В своем письме Вы пояснили мне свой интерес, и кажется мне удалось немного лучше понять Вас. Основным вопросом ко мне для Вас так и остается желание получить информацию, которая помогла бы Вам прояснить волнующий Вас вопрос и избавиться от беспокойства. Однако я вижу, что в этом стремлении получить только информацию, Вы игнорируете суть своего переживания беспокойства, что, то же самое — часть самого себя. И это вновь озадачивает меня. Вы хотите от меня рассуждения на тему, которая с Вашей точки зрения касается Вас интеллектуально. В то же время, у меня есть встречное видение того, как эта тема затрагивает Вас лично или эмоционально (не в силу внешних обстоятельств, а в силу Ваших внутренних причин). Принимая во внимание Вашу просьбу, я все же останусь для Вас психологом-консультантом и поделюсь с Вами не только информацией, но и тем, как мне удалось увидеть и понять Вас.

Вы пишите, что заинтересовались своим другом, который в силу обстоятельств ведет замкнутый образ жизни. Вы заметили, что он изменился и, насколько я поняла, Вы говорите о позитивных изменениях: он стал более открытым, его переживания и сновидения более яркими и т.д. То есть, внутренний мир этого человека, в ситуации практически полной изоляции от внешней жизни, парадоксальным образом заиграл, зажил новыми красками.

Вы спросили себя о том, как будет дальше развиваться эта ситуация, и в поиске ответа зашли в тупик. Оказалось, что Вы просто не в силах поставить себя на его место. Внешний мир и действия в нем значат для Вас очень много. Полагаю, что беспокойство появилось у Вас в связи с тем, что Вы столкнулись сами для себя хоть и с гипотетической, но опасностью: оказывается возможна такая ситуация, где жизнь представляется невозможной, тупиковой, бессмысленной, неконтролируемой. Так это представляется Вам, но парадокс — это не похоже на тот опыт, который переживает Ваш друг.

Мне показалось, что Вам свойственна особая стратегия совладания с миром и существованием: рациональный подход исследователя — экспериментатора — наблюдателя. С этих позиций вы подходите к своему другу и к самому себе. Рационально понять, значит овладеть, упорядочить, подчинить себе реальность. Этим способом Вы пытаетесь совладать и со своим беспокойством, обращаясь ко мне лишь за информацией. Вы мысленно представили себе ситуацию (которой не было в Вашем опыте, за исключением ожидания в очереди), довели ее так же мысленно до предела невыносимости (пожизненное заключение) и столкнулись с тем, что не можете найти в такой жизни абсолютно никакого смысла для себя. Но ведь кто-то может, но как? Этот вопрос действительно, может заставить нервничать.

Вы затрудняетесь ответить себе на вопрос «а как бы я смог или не смог?», поскольку в Вашем опыте нет ответа, вернее тот опыт бездействия и ожидания (как в очереди) является лично для Вас негативным. Любое усиление этого образа изоляции (два дня без дела, одиночная камера) делает его еще более негативным вплоть до полной невыносимости. Проделав над собой эту «операцию», Вы столкнулись с тем, что обнаружили в себе самом некий предел. А поскольку предел есть, то есть и уязвимость...Возможно, именно это переживание заставило Вас искать выход и написать психологу.

Вы заходите в психологический тупик, рассуждая об изоляции, поскольку Ваш собственный опыт не подсказывает позитивного выхода. Однообразие и скука, растительный образ жизни, тихое разложение — удел человека в одиночной камере. Так может стать для того, кто, оставаясь наедине с собой, начинает чувствовать себя «не в своей тарелке». Если внешняя деятельность, общение с другими людьми и собственное Я становятся синонимами, то возникает болезненная пустота в минуты, лишенные деятельности и общения. Тогда одиночество и бездействие невыносимо, тягостно, бессмысленно. Как будто, если нет людей, нет моей деятельности, то нет и меня...

Теперь отвечу на Ваш изначальный запрос. Насколько я услышала Вас, Вам нужна информация, чтобы понять, существует ли у человека шанс не только выжить, но и жить, сохраняя интерес, волю к жизни, в условиях, которые Вам кажутся совершенно невыносимыми.

Чтобы понять это, необходимо также ответить себе на вопрос о том, где на самом деле располагается источник, питающий жизнь человека. Что движет людьми, которые сознательно отстраняются от внешнего мира? Примеров масса: самоизоляция монахов, практиков йоги; художники, мыслители, уходящие от внешнего мира, чтобы защитить творческий процесс от внешних влияний; одиночки путешественники, мореплаватели, покорители вершин; отшельники и т.д. Для них изоляция выступает скорее, как уединение — необходимое условие, позволяющее человеку войти в глубочайший контакт со своей внутренней целью, своим жизненным источником.

Насильственная и вынужденная изоляция (плен, осуждение обществом, изгнание и т.д.) — ситуация, естественно, несравнимая по тяжести. Здесь человек попадает в условия, которых он не выбирал. Он внешней силой или волей судьбы лишается всего того, что составляло его жизнь. Для кого-то это может оказаться пределом, дальше которого он идти не сможет. А кто-то шагнет за него, если сможет принять изоляцию как своего рода вызов, в котором жизнь, отказывая ему во внешней поддержке, призывает искать опору в себе самом (в своем духе, если угодно), найти смысл в, казалось бы, бессмысленной ситуации. Это единственный способ выжить и остаться человеком, стать сильнее условий, пусть даже самых нечеловеческих. Жажда мести, духовный поиск, творчество, борьба за свою внутреннюю свободу, любовь, противостояние силам, пытающимся сломить волю человека...и т.д. могут стать внутренними двигателями жизни.

Подобные душевные процессы во многом внерациональны, трудно постижимы средствами науки (в ее естественнонаучном формате). Философия и гуманитарные науки преуспели здесь гораздо больше. Так, вопросами пределов человеческого существования (изоляция, смерть, смысл-бессмысленность, свобода) занимается экзистенциальная философия и психология. К слову, изоляция является фундаментальным фактом бытия человека с точки зрения экзистенциальных мыслителей. Рекомендации по экзистенциальной философии давать не возьмусь: область многогранная, тонкая и у каждого, кто в нее вошел свой собственный путь. А вот некоторые произведения экзистенциальных психологов порекомендую: Ирвин Ялом «Экзистенциальная психотерапия» (глава III и IV, прямо для Вас); Виктор Франкл «Сказать жизни „Да“» (основатель логотерапии, пережил заключение в фашистском концлагере. В этой книге он рассказывает о том, что помогло ему выжить в тех чудовищных условиях); Ролло Мэй «Сила и невинность»; Альфрид Ленгле «Жизнь, наполненная смыслом». Все это переведено на русский язык и есть в продаже. Дерзайте!

Успехов и всего Вам доброго,
Некрылова Наталья, психолог.