Психотерапия как профессия и вид услуг в нашей стране, довольно «юное» направление по сравнению с западными странами.
В советское время теоретическая психология значительно доминировала над прикладной. Некоторые ученые пытались продвигать практические области педагогики и патопсихологии, но как таковой психологической помощи населению не существовало. Психиатрия, к сожалению, нередко использовалась как инструмент репрессий.
Начиная с 90-х стали формироваться институты и практика разных направлений психотерапии именно как методов психологической (а не медицинской и не психиатрической) помощи. Однако до сих пор даже в ситуации острого кризиса «наши люди» скорее обратятся к самопомощи, гадалке, в лучшем случае — пойдут в церковь. И совсем немногие воспринимают психотерапию как способ регулярной и своевременной заботы о собственном психологическом благополучии.
Эта страничка посвящена распространенным предубеждениям, отталкивающим возможную помощь, когда она действительно нужна.
Миф 1: Человек должен со своими проблемами справляться без посторонней помощи
Обратиться к психологу не означает попросить его решить проблему за вас. Любой тип психотерапии строится на принципе разделения ответственности между психотерапевтом и клиентом. Достижение поставленных целей зависит в первую очередь от желания клиента решить проблему и его готовности приложить для этого усилия. Ответственность за решение проблемы остается за клиентом, психотерапевт отвечает за создание условий, в которых клиент сможет найти решение своей проблемы.
Другая грань этого утверждения — страх обнаружить себя слабым. Многим свойственна такая установка: «Другие люди не должны быть свидетелями моих проблем. Если я обращаюсь за помощью, то показываю свою слабость».
Трудно представить человека, у которого «нет проблем», а если кто-то и пытается представить себя с такой стороны, то можно с уверенность предположить, что он просто «не пускает свидетелей». Сам по себе имидж «сильного человека» или «человека без проблем» является довольно серьезно личностной проблемой.
Подлинная внутренняя сила человека заключается в принятии разных сторон своей личности и опыта, без разделения их на «сильные» или «слабые». Такой человек обратиться за поддержкой, если испытывает такую потребность. И сделает это без страха показаться «слабым».
Миф 2: Я боюсь огласки. А вдруг визит к психологу навредит моей репутации?
Базовыми условием психотерапии является безопасность. Как священник обязуется хранить тайну исповеди, так и психолог гарантирует соблюдение правила конфиденциальности и защищает от разглашения не только информацию клиента, полученную во время встреч, но и сам факт этих встреч. Для любого профессионального психолога это правило является абсолютным, поскольку без него нет доверия, а значит и успешной работы.
Миф 3: Зачем идти к психологу, если есть друзья и родственники?
Часто оказывается ровно наоборот. С посторонним человеком, например со случайным попутчиком в поезде, бывает легче разговориться по душам. Парадоксально, но именно близким людям в силу того, что они близкие, труднее принять разные стороны нашей личности и перемены, происходящие у нас в душе. За годы отношений складываются определенные стереотипы, стили взаимоотношений и ожидания, за рамки которых трудно и страшно выходить. А разговор с посторонним человеком ни к чему не обязывает, в нем проще быть собой, быть искренним.
Психолог не случайный попутчик и не друг. В отличие от первого, он не забудет вас через три минуты после расставания, и что уж точно, непременно вспомнит на следующей встрече :). В отличие от второго, у него нет личных ожиданий на ваш счет, ему ничего от вас не нужно, и он принимает вас любым. Свобода быть собой и доверие, в этом, собственно говоря, и заключается своеобразие и целебная сила отношений психолога и клиента.
Миф 4: Достаточно житейского опыта, чтобы быть психологом
Те открытия и наблюдения, которые человек сделал в своей жизни, образуют своеобразную систему координат его индивидуального мира. Жизненный опыт формирует основу житейской психологии, которую люди используют в своей ежедневной практике. Житейская психология складываются стихийно, интуитивно, и надо заметить, у каждого своя.
В обыденной жизни, желая помочь друг другу, люди дают советы, действуя по логике «если это хорошо для меня, то и другому подойдет» и часто ошибаются. Удивительно, но роль личного опыта в работе психотерапевта не велика, а зачастую его трансляция на ситуацию клиента только мешает. Поэтому профессиональная позиция психотерапевта в том, чтобы воздерживается от советов и помочь клиенту найти собственное решение.
Чтобы стать психотерапевтом необходимо научиться профессионально слушать и понимать. Это невозможно без хорошего владения теорией, навыками научной рефлексии и практики. Как правило, образование психолога-психотерапевта складывается из двух составляющих: базовое, академическое и дополнительное, психотерапевтическое. Дополнительное образование занимает от 2 до 6 лет и включает изучение теории и практики конкретного психотерапевтического подхода, а так же самопознание, то есть прохождение самим психологом личной и групповой психотерапии.
Миф 5: К психологам ходят те, у кого «с головой не все в порядке»
Серьезные нарушения психики характеризуются грубым искажением восприятия реальности, без различения грани между действительностью и иллюзией, потерей способности адаптироваться к окружающему миру. Такими вопросами занимается психиатрия. Случаи менее серьезных отклонений принято считать в той или иной степени приближенными к норме.
Таким образом, по определению клиентами психологов и психотерапевтов являются психологически здоровые и адаптированные люди. Нормой так же является и то, что у психологически здорового человека могут быть те или иные трудности. И какой бы ни была причина визита к психологу, движущей силой и целью является все же не «проблема», а желание изменить свою жизнь к лучшему, что само по себе вызывает уважение и является свидетельством силы, а не слабости.
Миф 6: Боюсь негативного влияния со стороны психолога
Похоже, что автор этого утверждения верит, что психолог может обладать сверх-способностями. Возможно, такая путаница возникла из-за того, что распространенные в нашей стране «ясновидящие» и «целители» любят называть себя психологами. Кроме того, эта тема часто обыгрывается в кино, где психолог, с виду милый и добродушный, впоследствии раскрывает себя как изощренный манипулятор и злодей. Рисуется образ «специалиста», к которому уж точно лучше не попадаться.
Надеюсь, мне удастся развеять этот жутковатый образ. Начну с того, что психотерапия — не имеет никакого отношения к оккультным практикам. В своей работе психолог использует все те же пять чувств, что и любой человек, а методом терапевтического воздействия является беседа. Далее, психотерапия — процесс добровольный, и что очень важно, цели терапии определяет для себя клиент, а не психотерапевт за клиента. Собственно терапевтическое воздействие следует этим целям и важнейшему правилу профессиональной этики — «не навреди», что означает действовать в интересах клиента и использовать лишь те методы и средства, которые способствуют продвижению к поставленным клиентом целям.
Миф 7: Я все про себя знаю. Психолог не откроет мне ничего нового
Знать, не всегда означает понимать. В отличие от обыденной жизни психолог слушает не только то, ЧТО говорит клиент, но и то, КАК он это говорит. Это слушание особого рода, называемое эмпатией. Понять эмпатически, означает воспринять смыслы, а не информацию, увидеть мир другого человека таким, каким он видит его сам, так как если быть этим другим человеком. Нередко эмпатия позволяет психотерапевту воспринять переживания, которые клиент едва ли осознает в себе.
Простой пример.
Клиентка говорит психотерапевту: «Я развелась с мужем и довольна этим. Теперь я чувствую себя свободной и независимой. Мне не нужно теперь ежедневно делить с кем-то пространство, ориентироваться на кого-то. Я могу жить так, как я хочу!»
Все это она произносит с особенным напором, бравадой. Возникает чувство, что она пытается этими словами убедить саму себя в том, что все обстоит именно так, как она говорит. За этими словами скрывается печаль и страх одиночества и эти чувства пугают клиентку.
Возможный эмпатический ответ психотерапевта: «Теперь Вы чувствуете себя более свободной и независимой, и это воодушевляет Вас. Но где-то в глубине души Вы все еще чувствуете испуг и печаль».
Это пример границ самопонимания. Бывает очень трудно распознать в себе чувства, особенно те, от которых хочется убежать, спрятаться. Но не признавать в себе что-то, не означает не иметь этого. С помощью эмпатического понимания психотерапевт помогает клиенту вернуть то, что бессознательно отвергалось, восстановить целое.