Что происходит с вами, когда вы злитесь? Умеете ли вы говорить о том, что вас сердит или делаете вид, что злости не чувствуете, сдерживаете ее или копите, а потом перебираете в одиночестве обиды до тех пор, пока не взорветесь от пустяка?
Проблема в том, что репрессии подвергается не только агрессия, но и само право на переживание злости. В детстве скажут - «злиться нехорошо», потом скажут - «греховно». И как быть тогда с этим чувством? Ведь отрицать в себе право злится, все равно, что отказываться от части себя и жить в полярном мире, где ты - хороший и добрый, а другие - злые и плохие. Подавлять ее - все равно, что отказываться от внутренней системы защиты и силы, и засесть на бомбе замедленного действия.
Опасным и разрушительным является не само переживание злости, а то, чем она становится вследствие отрицания, подавления и непринятия. Такой "крокодил" действительно может быть неуправляемым и агрессивным.
А переживание в диапазоне от легкого раздражения до кипучего возмущения – всего лишь переживание на ряду всех других, как цвет и его оттенки в общей палитре. В норме, каждая эмоция выполняет свою функцию, сигнализируя о текущем моменте жизни. Так вот, функция злости - реагировать на нарушение наших границ, на непорядок. Когда с нами происходит что-то не так, мы испытываем легкое раздражение или сильно злимся, в зависимости от серьезности ситуации.
По сути люди боятся не своей злости, как таковой, а утраты контроля и непродуманных действий, о которых придётся пожалеть. Боятся своего неуправляемого крокодила. А каким ему быть в условиях нелюбви и репрессий? Но это лишь поверхностная причина. Более глубокая состоит в том, что большинство "посланий" крокодила призывает именно вас менять то, что в вашей жизни "капитально не так". А это очень и очень сложно. И кажется, что проще его игнорировать.
А вот "нелюбимый крокодил" будет кусаться бесконтрольно. Представьте, что кто-то убежден, что у него нет зубов. Зубы то на месте и крепкие, но этот некто почему-то считает, что зубы - это плохо, и их у него нет. И ведь действительно может укусить больно. И себя, и другого.
Например, я нахожусь на встрече и чувствую, что начинаю сердиться. Для начала, я пытаюсь понять, с чем связано моё раздражение. И нахожу, например, что оно связано с поведением собеседника. Допустим, он уже не в первый раз не дослушал меня, прервал и увёл разговор в другом направлении. Думаю, что моё раздражение сообщает мне действительно важную вещь. Во-первых, разговор пойдёт лучше, если выслушивать друг друга, а то, что я хотела сказать, может быть полезным и для других. Во-вторых, мне хотелось бы не только договорить, но и услышать собеседника, а это трудно сделать, пока я раздражена тем, что он меня перебил. Я могу это озвучить и в итоге исправить ситуацию - договорить свою мысль и затем выслушать мысль собеседника. Это гораздо лучше, чем затаить злость на перебившего меня человека и ждать реванша, или уйти со встречи, чувствуют себя подавленной и забитой.
Чтобы так происходило, важно, чтобы все участники коммуникации были способны замечать «своих крокодилов». Не только я признаюсь, что раздражаюсь, когда меня перебивают, но и мой собеседник, признает за собой нетерпение в мой адрес и соглашается, что перебивая, вносит вклад в общее напряжение. И другой участник разговора, например, признает, что испытывает напряжение, когда перебивают его или кого-то ещё, но избегает об этом говорить прямо и тем самым поддерживает такую традицию перебивать. Тогда и я могу признать, что не всегда была внимательна к тому собеседнику, и тоже делаю свой вклад в общее напряжение, где перебивание становится своеобразным способом борьбы за внимание. Если нам удастся понять, что в действительности мы все хотим одного и того же - уважительного внимания, а напряжение возникает из-за его недостатка, то нам будет просто найти решение.
С человеком, принимающим своего крокодила легко общаться. Хотя бы потому, что он может его озвучить без лишнего напряжения. Иными словами, вовремя даст знать о проблеме и сделает это без агрессии. С другой стороны, принимая своего, крокодила ты не только умеешь вовремя сказать о нем, но и способен воспринять критику в свой адрес, там, где она действительно конструктивна. То есть, готов разделять ответственность и признавать собственный вклад в создание напряжения или конфликта.
Безусловно, речь идёт о непростом навыке и не всегда применимом. В состоянии кипучей ярости вряд ли кто-то может быть конструктивным. Вряд ли кто-то может оставаться невозмутимым в остром конфликте, не предполагающем диалога. Однако, это скорее крайности.
А в целом, умение ладить со своей злостью делает человека более довольным своей жизнью, более устойчивым, менее конфликтным и менее агрессивным. Помогает вовремя заметить проблему, прояснять напряжение, предотвращать эскалацию конфликта. Выбирать соответствующих партнеров и избегать тех, кто своего крокодила не любит и склонен перекладывать ответственность за него на других.
Автор:
Опубликовано 16.04.2017.