Автор:
Статья подготовлена по запросу журнала Cosmopolitan и содержит довольно простые пояснения к вопросам о практическом устройстве КЦП и о том, чем КЦП отличается от других методов.
«Чем в большей степени терапевт является самим собой в отношении с клиентом, чем в меньшей степени он отгорожен от клиента своим профессиональным или личностным фасадом, тем более вероятно, что клиент изменится и конструктивно «продвинется»
Карл Р. РоджерсКлиент-центрированная терапия — что это такое?
Клиент-центрированная психотерапия (КЦП) — одна из наиболее развитых школ, наряду с динамической и поведенческой психотерапией. Ее основатель — Карл Роджерс — осуществил значимый для всех видов терапий переход от вопроса «как вылечить человека» к тому «как создать и поддерживать отношения, которые человек может использовать как исцеляющие». Базовой ценностью КЦП является вера в то, что каждый человек обладает внутренним ресурсом, но доступ к нему может быть блокирован пережитым ранее негативным опытом, приводящим к возникновению нарушений и проблем.
В ранние годы жизни ребенок глубоко зависим от своего окружения: как живое, реагирующее существо чутко переживает все происходящее, однако не всегда точно знает, что именно происходит в опыте, хорошо это или плохо. Отношение взрослого помогает (или мешает) ребенку «положить» свой опыт «как ценный и имеющий право быть» в самость. Это касается всего чего угодно, от переживаний удовольствия, радости до переживаний бессилия, отвращения, страха, гнева, стыда и т.д. И есть такой факт: лишь тот опыт самости, который был безоценочно принят и эмпатически понят со стороны взрослых будет интегрирован во внутренний мир, если этого не происходит, опыт отвергается как угрожающий самоуважению, возникают защиты и неконгруэнтность.
В терапии, когда клиент чувствует, что его мир понимается и безусловно принимается другим человеком, терапевтом, присутствующем в отношениях искренне, конгруэнтно (переживания соответствуют их выражению и осознанию), возникают условия, в которых клиент может интегрировать то, что ранее в себе отвергал. Основной тезис КЦП состоит в том, что именно эти условия создают климат терапевтических отношений, необходимый и достаточный для изменений и актуализации внутренних сил клиента. И никаких специальных технологий, помимо этого не требуется:
- Испытывая на себе подобное отношение терапевта, клиент убеждается, что его мир и переживания (как бы они ни оценивались самим клиентом) всегда воспринимаются психотерапевтом как безусловно ценные и значимые.
- Такое отношение укрепляет доверие, чувство самоценности клиента, создает безопасные условия для его дальнейшего продвижения в самопознании.
Чем КЦП отличается от других методов?
Основная специфика КЦП состоит в том, что это — терапия отношений. КЦ терапевт не только как профессионал, но и как человек опирается на две основные ценности — недирективность и доверие: «Если я ничего не навязываю людям, они становятся сами собой». Задача терапевта в любом своем действии (1) опираться на базовое доверие к внутренним силам клиента (2) в каждом своем действии руководствоваться целью создания и поддержания условий, необходимых для актуализации этой силы.
КЦ терапевт не претендует, что знает «за клиента», пожалуй, самое ценное, что он может дать клиенту — безопасную возможность быть таким, какой он есть. Всего остального (и опыт множества коллег и исследований подтверждает это) клиент достигает сам.
Это не означает, что КЦП отрицает значение профессиональных аспектов, клинический опыт и профессиональные знания КЦ терапевт применяет для продвижения своего понимания в отношении малопонятных (или отсутствующих в опыте самого терапевта) форм переживаний, связанных с различными нарушениями. Однако делает это не с целью диагностики, а понимания опыта, недоступного прямому эмпатическому контакту.
Что конкретно делает клиент-центрированный терапевт, чтобы достичь результата? Как «практически устроена» КЦТ?
КЦП относится к жанру разговорного метода. Так что, прежде всего это — диалог. Поскольку ей чужд «техницизм», нет общего ответа на вопрос как все «работает». На уровне конкретных действий это может быть любая реакция на текущий контакт с клиентом. Вопрос не в том, что именно «делает» КЦ терапевт, важно — с какой целью и как это соотносится с основными установками подхода. Работа КЦ терапевта состоит в продвижении к живому, искреннему, уважительному и внимательному присутствию одного взрослого человека в контакте рядом с другим, взрослым человеком. Быть в таком качестве контакта, как говорил Роджерс, «просто, но нелегко». Нелегко быть в кресле терапевта и оставаться открытым, удерживаться от реакций оценивания, желания поучать, влиять, руководить...
«Случай» — иллюстрация...
В КЦ ключе различные нарушения понимаются как следствие расхождения системы представлений человека о самом себе и текущего опыта, нарушения словно «указывают» на это. Одна молодая женщина, страдавшая головными болями, нашла, что за неимением других способов ее боль была «зоной неприкосновенности», веским основанием отключиться на время от всех обязательств и контактов. Такой вот ценой. Чтобы боль ушла, ей надо было найти, что «положить» на свободное место.
Другой пример, в терапию пришел молодой мужчина с жалобами на проблемы в сексуальной сфере. Он восхвалял свою девушку до небес и чувствовал себя виноватым перед ней. Постепенно, в ходе терапии стал осознавать, что не испытывает к ней любви, дружескую привязанность, благодарность — да, но не любовь. Несколько лет он не был способен признаться в этом даже самому себе. Стараясь быть «мужчиной», он смотрел на это глазами матери — мужчина не может ранить женщину, разлюбив ее. Терапия естественным образом закончилась, когда этот мужчина решился больше не быть «тем мужчиной», решился сказать девушке, что хочет уйти. Спустя некоторое время оба признали, что это было освобождением и для него, и для нее. Естественно, на тот момент никакие сексуальные проблемы уже его не беспокоили.
Как КЦ терапевты, мы надеемся, что в результате клиент найдет лучшие для собственной жизни способы взаимоотношений с собой, где будет больше принятия, понимания и уважения к своему опыту, и как следствие меньше симптомов, внутренних и внешних конфликтов. Мне нравится, как об этом говорил Роджерс: «...бытие самим собой не решает проблем. Оно просто открывает новый путь существования, в котором больше глубины и силы переживаний чувств, больше широты и разнообразия. Человек чувствует себя более уникальным и отсюда — более одиноким, но гораздо более подлинным».
Почему в свое время я выбрала именно этот метод?
За то, что это больше, чем профессиональная позиция. Личная. И сама я тогда хотела быть клиентом именно КЦ терапевта. Это один из наиболее бережных, человечных подходов, и, тем не менее, распространенное убеждение, что это подход слишком «мягкий» я не разделяю. КЦП — это рефлексивная профессиональная практика помогающих отношений, местами становящихся вызовом, требующих силы и мужества и от клиента, и от терапевта.
Как человеку понять, что это именно его метод? или метод для него? Какие, может быть, для этого есть метки?
Многочисленные исследования эффективности показывают, что КЦП работает с самым широким кругом проблем. Фактически минимальные требования для индикации этого вида терапии: некоторая способность к психологическому контакту с другим человеком, способность хотя бы в минимальной степени принять предложенные терапевтом отношения и активный мотив терапии, поиск помощи.
Но неправильно будет утверждать, что она подходит каждому. Некоторые клиенты могут быть весьма раздражены недирективной манерой, ожидая больше руководства и влиятельности со стороны терапевта. Я бы сказала, что КЦП больше подходит людям, у которых хотя бы в некоторой степени выражена способность воспринимать и выражать свои внутренние переживания, и которые хотя бы отчасти склонны искать источник проблем не только во внешнем, но и в своем внутреннем плане.
Происхождение КЦП, имена, институты — за рубежом и у нас?
КЦП была основана в 40-е годы ХХ века Карлом Роджерсом. Собственно терапевтическое направление Роджерс назвал «Client-Centered», в поздние 70-е стал использовать термин «Person-Centered» (PC) для описания своей работы применительно к областям, выходящим за пределы психотерапии. Сейчас это действительно большое «семейство», в котором можно выделить три основные ориентации: Фундаменталисты — в основном американская линия; Клиническая ориентация — направление, в основном развиваемое в германоязычных странах Европы, например, Австрийским научным обществом разговорной и клиент-центрированной психотерапии (ÖGWG).
Экспериентальная терапия, восходит от Джендлина, соратника Роджрса, внесшего наибольший вклад в фундаментальное развитие КЦП и основавший метод фокусирования, об этом можно почитать на сайте института фокусирования www.focusing.org.
Профессиональные КЦ ассоциации: в Европе — NEAPCEPC (www.pce-europe.org), в мире — WAPCEPC (www.pce-world.org).
Развитие КЦП в нашей стране существенно отстает, однако движение есть — в 2007 году сертифицированные ÖGWG КЦ терапевты образовали в Москве Ассоциацию Клиент-центрированных Психотерапевтов (АКП), развивающее практику и психотерапевтическое образование клинического направления КЦП. В 2011 году образовалось Общество PCA, содействующее распространению подхода в разных социальных сферах.
Пути попробовать: где, куда, к кому?
В нашей стране подготовленных КЦ терапевтов буквально единицы. В 2005 году состоялся выпуск 12-ти специалистов, подготовленных в программе Австрийского научного общества клиент-центрированной и разговорной психотерапии (ÖGWG) в соответствии со всеми европейскими стандартами психотерапевтического образования. Далее уже усилиями этих новых российских специалистов был реализован пилотажный проект в Нижнем Новгороде. А затем с 2009 года на базе МГППУ была открыта единственная в стране программа профессиональной подготовки по направлению "Клиент-центрированная психотерапия", аналогичная австрийской. В период с 2009 по 2016 годы в рамках этой программы под моим руководством были реализованы два долгосрочных учебных проекта в сотрудничестве с Ассоциацией Клиент-центрированных Психотерапевтов и ÖGWG. В общей сложности в этих проектах сертификацию прошли еще шестнадцать российских клиент-центрированных психотерапевтов.