Вопрос психологу:
Здравствуйте, Наталья!
Мне 43 года. Я никогда не обращалась к психологу, как специалисту, хотя общалась с людьми этой профессии, но в условиях обычного человеческого общения.
Если объективно взглянуть на мою жизнь,то причин для волнений никаких, я люблю и любима, с моим мужем мы вместе скоро уже четверть века, у нас замечательный, взрослый сын, все мы без вредных привычек, занимаемся активно фитнесом...перечислять можно ещё долго. Но в последнее время целый букет ощущений, которые не проходят уже где-то с февраля, это чувство страха, нежелание видеть кого-то, что-то делать, куда-то ехать, всё делаю через огромные усилия, такое впечатление, что закончился завод в механизме, ушла вся радость, хотя я всегда была примером настоящего оптимиста. Я себя не узнаю, мои близкие чувствуют изменения, хотя я стараюсь не показывать своего настроения, но оно само считывается, независимо от моего желания. Я не хочу быть такой, это угнетает и меня, и моих близких...откуда мне почерпнуть мою прежнюю энергию и оптимизм?..
Но я упустила самое главное. Дело в том,что с начала ноября я вынуждена была помогать проходить лечение одной своей знакомой, по поводу лечения онкологии, т.е. она проходит послеоперационный необходимый курс лечения-химию-терапию и облучение. А я вынуждена была всё это сопровождать в качестве переводчика и как практически единственный знакомый для неё человек, живущий в другой стране. И чувствую, что меня на долго не хватит...уже пропадал аппетит, могла не есть сутками, а если и заставляла что-то проглотить, то вкуса у пищи не ощущала, сам вид еды вызывал почти отвращение, была бессонница, но я вынуждена снова продолжать.
Что мне делать? Как не пропускать всё через себя? Ведь эта знакомая мне дорога, как близкий человек, я за неё искренне переживаю, хочу хоть как-то облегчить её страдания хотя бы психологические, но чувствую, что мои собственные силы иссякли.
Ответ психолога:
Похоже, настал тот момент, когда Вам самой нужна поддержка. Это непривычно. Вы знаете себя другой, и другие люди привыкли видеть Вас жизнерадостной, энергичной, сильной, дающей опору.
То, что Вы чувствуете сейчас пугает и угнетает Вас и вы не хотите показывать это ни себе, ни другим. Описывая свое состояние Вы скорее сердитесь на себя, чем сочувствуете, жалеете себя. А значит Ваши чувства, страх, усталость, апатия, возможно разочарование, остаются в одиночестве и без поддержки. Что то же самое — ВЫ остаетесь в одиночестве и без поддержки.
У меня есть предположение, что Вы привыкли быть опорой для других, но не позволяете себе самой просить и принимать поддержку.
Возможно причина в том, что Вы боитесь, что эти новые для Вас чувства заполонят, вытеснят качества, которые Вам нравятся в себе? А если не бороться с собой (либо это, либо то, либо сильная, либо слабая), но посмотреть на себя и свой опыт, как совмещающий и то, и это. Другими словами, что Вы и энергичный, и сильный, и целеустремленный, и жизнерадостный человек, но вместе с тем Вы способны испытывать и раздражение, и усталость, и нежелание что-либо делать. Вероятно, последнему Вы отводили совсем немного места. Часто ли Вы позволяли себе плакать, когда грустно, отдыхать, когда устали, бездельничать, когда нет желания что-либо делать? Мне кажется, что не часто. И причина, думаю, в том, что одни качества, эмоции или состояния Вы считаете привлекательными и хорошими, а другие, противоположные им — непривлекательными и плохими. Одни поощряете в себе, а другие отвергаете. Такая оценка лишь дело привычки, на деле, и грусть, и радость — просто чувства, не лучше, и не хуже.
Всего доброго,
Некрылова Наталья, психолог.